Как вспоминание по Бейтсу помогает достичь зрительного расслабления

По гипотезе, выдвинутой Бейтсом, есть тесная взаимосвязь м/у состоянием психики и зрением. Когда психика расслаблена, зрение человека нормально.

«Фактом осталось то, – говорит Бейтс, – что когда мозг отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика располагается под напряжением, ничто не может дать глазам отдыха. Все, что дает отдых психике, полезно и для глаз. Наверняка, любой из нас замечал, что глаза медленней устают, когда читаешь какую-нибудь интересную книгу, в отличие от чтения монографии трудной или скучной для понимания. Ученик может просидеть всю ночь напролет, упиваясь романом и никогда не вспомнив при этом о своих глазах. Однако если он попытается просидеть всю ночь за собственными уроками, он с большой скоростью обнаружит, что глаза его очень устали».

Когда мозг человека занят вспоминанием, его психика до некоторой степени расслабляется. Чем идеальнее вспоминание, тем глубже расслабление и тем лучше зрение.

Если вспоминание несовершенно, то несовершенно и зрение. В форме глазного яблока тогда случаются нежелательные перемены оно становится или чересчур длинным в передне-задней оси, или чересчур коротким.

Согласно этому возникает миопия или гиперметропия. Перемены в форме глазного яблока могут носить и асимметричный характер. Тогда неизбежен астигматизм. К тому же, неравномерное напряжение наружных мышц глаз может привести к возникновению косоглазия.

Отталкиваясь от взаимосвязи м/у состоянием и вспоминанием психики и м/у состоянием психики и состоянием глаз, Бейтс приходит к итогу о том, что улучшение воспоминания объектов может способствовать улучшению зрения.

II-е существенное положение о связи м/у памятью и зрением состоит в том, что чем более знаком человеку объект, тем лучше вспоминание и, следовательно, лучше зрение. По этой причине, когда человек глядит на какой-либо знакомый объект, глаз до некоторой степени расслабляется, так как ему нет потребности уделять крупное внимание вещам, о которых мозг уже имеет представление.

Недостающая информация в подобных случая восполняется мозгом. Советским физиологом В.Д.Глезером было предположено, что обработка зрительной информации в коре головного мозга ведется с использованием некоторых принципов голографии.

Общеизвестно, что даже небольшой кусок голограммы дает возможность целиком восстановить всю картину, которая была записана голографическим способом. Как правило данный факт не осознается человеком, однако при желании возможно заметить, к примеру, насколько быстрее мы читаем знакомый нам шрифт и сколь медленнее незнакомый. По этой причине в массе упражнений на вспоминание буквы и иные печатные знаки являются лучшими объектами для воспоминания.

Каждый знает что знакомого человека мы узнаем издали. В то же время, характеристики лица незнакомых людей на этом же расстоянии, обычно, разглядеть не удается. Крайне наглядно характеризует взаимосвязь м/у знакомством человеку объекта и его зрением пример с предъявлением человеку новой для него картины.

Ч.Л.Томсон рассказывает на страницах собственной монографии о случае, произошедшем с ним. Как-то раз, будучи еще студентом, он попытался разглядеть все маленькие детали существ и представителей флоры, которые были изображены в учебнике.

Так или иначе, передает Томсон, иногда определенные детали ускользали от его внимания, и он их не замечал до тех пор, пока на них не указывал помощник проф., который вел занятия. Впрочем это весьма естественное явление, утверждает Томсон, все-таки не может не поразить, как отдельный объект становился с данного момента до изумления обычным.

Даже быстрого взгляда на отдельный небольшой кусок изображения было сейчас довольно, чтоб увидеть все нужные детали. Механизм зрения стал функционировать гораздо эффективней. Мозг знал, что нужно ждать и сразу обращался к собственному предыдущему опыту. Говоря словами Томсона, он просто более близко познакомился с объектом собственного внимания.

«Без действенной системы воспоминания и опознавания, – пишет Ч.Л.Томсон, – зрение всерьез нарушается, независимо от того, сколь эффективны его оптические и механические составляющие»

Бейтс отмечал, что для каждого человека есть конкретный объект или объекты, вспоминание которых дается ему проще всего. Подобные объекты он назвал «оптимумами». В то же время есть объекты, понятия которых добиться крайне тяжело. Подобные объекты называются «пессимумами». Вам, по возможности, нужно искать I-е и избегать последних.

В качестве объекта для воспоминания вы можете выбрать каждый черный объект, который проще всего удается вспомнить. Для художника это могут быть темные краски, для ветеринара шерсть темной кошки и т.д.

О.Хаксли предупреждает о том, что в ходе пальминга требуется избегать фиксации мысленного взгляда на той и одной же точке:

«В ходе воспоминания прошедших эпизодов нужно избегать всего, что напоминает «мысленное пристальное смотрение. Фиксируя ум чересчур жестко на каком-либо отдельном мысленном образе, человек без труда может вызвать соответствующую фиксацию и иммобилизацию глаз... Чтоб избежать мысленного пристального смотрения с сопутствующим его фиксацией глаз, в ходе пальминга постоянно требуется вспоминать объекты, которые располагаются в движеньи».

Ваш мысленный взгляд обязан путешествовать по объектам мысленного понятия спокойно и плавно, подобно течению речушки, ни на чем не задерживаясь. Лишь этим возможно избежать напряжения, возникающего при длительной задержке внимания на одной точке мысленного образа.

Упражнения на вспоминание часто объединяются в системе Бейтса с пальмингом. Так, пальминг, расслабляя не только лишь глаза, но еще и психику, обретает для занимающегося двойную ценность. В ходе пальминга вы достигаете более высокого уровня концентрации на вспоминаемом объекте.

Определенные вопросы концентрации мы уже осветили в разделе о пальминге. Добавим еще к сказанному раньше. В ходе концентрации нужно четко различать концентрацию на каком-либо объекте и удержание данного объекта в целом в собственном представлении.

Главным является следующее: мысли не нужно давать блуждать; думайте о чем-либо приятном для вас, не концентрируясь, о радостной поездке в воскресный день, о красивых пейзажах, которые вы увидели и т.д.

То, что вам нужно думать об одном и том же, не концентрируясь, мы объясним на наглядном примере, который привел Р.С.Агарвал в собственной книжке и который может служить в качестве самостоятельного упражнения.

Вспоминание объектов – упражнение 3

Представьте мысленно великолепную розу. Т.о., вы представляете в голове лишь 1 объект. Однако в ходе мысленного «видения» этой розы вы не обязаны концентрировать упорно, прилагая все силы, собственный мысленный взгляд лишь, скажем, на ножке этой розы. Вместо этого представьте на ней маленького темного муравья.

Он выползает из зелени растения и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной ветки розы к иной, доползая до кончика каждого листика на собственном пути и достигая, в конечном счете, бутона.

Он с трудом взбирается на любой лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко этого нектара и начинает обратный путь.

Эту мысленную картину возможно рисовать достаточно долго. Как видите, вы все время думали о розе, т.е. концентрировали собственную мысль на ней, однако это не вызвало у вас никакого напряжения, т.к. мысль об этом одновременно и блуждала по розе вместе с муравьем.

До того как приступить к упражнениям на вспоминание запомните следующее. Вы обязаны смотреть на объект, который собираетесь вспоминать, с подобного расстояния, откуда он виден отлично.

«Вспомнить четко черное, – пишет Бейтс, – нереально, если оно не было четко увидено. Если человек увидел черное нечетко, то лучшее, что он может сделать, так это настолько же нечетко вспомнить его. Все люди без исключения, могущие видеть или читать шрифт диамант в ближней точке, независимо от того, сколь велика степень их миопии или степень поражения внутренней части глаза, способны увидеть черное в ходе пальминга более слабо, чем люди с гиперметропией или астигматизмом.

Это связано с тем, что миопики, невзирая на то, что они не могут видеть идеально даже в ближней точке, видят в ней все-таки лучше, чем люди с гиперметропией или астигматизмом видят на любом расстоянии. Хотя, люди с высокими степенями миопии часто находят пальминг очень затруднительным, т.к. они не только весьма плохо видят черное, но еще и из-за усилия, которое они прикладывают, чтоб увидеть, не могут вспоминать черное более 1-2 сек.»

Что делать в последнем случае, вы узнаете потом, а пока давайте познакомимся с некоторыми упражнениями на вспоминание. Типичным примером эксплуатации воспоминания в ходе тренировки является упражнение с проверочной таблицей.

Упражнение 4 с проверочной таблицей

Повесьте проверочную таблицу Сивцева на стену на хорошем освещении так, чтоб расстояние от вас до нее составило 3-6 м. Прочтите по таблице вниз столько строк, сколько вы можете без приложения любых стараний или усилий.

Посмотрите на последнюю букву, которую вы сумели увидеть, закройте глаза и сделайте пальминг, вспоминая в ходе него эту букву настолько четкой, сколь это возможно. Для этого нужно белесые (непокрытые краской) части буквы представлять еще белее, чем они видны для вас в реальности (возможно сравнивать белизну таких частей букв с белыми полями таблицы). Темные части букв нужно представлять, соответственно, еще чернее.

Тут вспоминание тесно переплетается с представлением, т.к. вы обязаны не просто вспоминать эту букву, но еще и представлять ее еще в максимальной степени четко видимой. Откройте, спустя некоторое время, глаза и бросьте взгляд на букву прямо под той буквой, которую вы вспоминали. Вы обязаны увидеть ее более четко.

Если пальминг прошел успешно, то вам, вероятно, удастся прочесть и всю строчку ниже той, на которой вам пришлось остановиться. Посмотрите на последнюю букву, которую вам удалось увидеть на этой строке, закройте глаза и повторите всю процедуру еще раз.

Временами удается прочесть на несколько строк более, чем удалось сделать при первом подходе. Причиной неудачи, когда не удается прочесть последующую строчку, может оказаться, скорее всего, плохо исполненный пальминг.

Упражнение 5 – вспоминание печатных знаков

В качестве одного из лучших упражнений для улучшения зрения Бейтс рекомендует упражнение на вспоминание маленьких темных букв, цифр и иных печатных знаков. При этом требуется поглядеть на какую-нибудь крупную букву в верхней части проверочной таблицы, а после мысленно представить букву поменьше и более темного окраса, чем та, на которую вы что посмотрели.

Если это удается, то большая буква и буквы более мелкого размера на нижних строках будут видны лучше. Большинству людей удается при довольно хорошем качестве воспоминания или мысленного представления излечиться лишь с их помощью.

Делается это чередованием закрывания глаз на мин. или дольше, на протяжении которой вспоминается какая-нибудь буква, с их открыванием и вспоминанием той же самой буквы на протяжении доли сек.

Затем, как больной научится в благоприятных условиях представлять мысленные изображения букв при открытых глазах настолько же неплохо как и при закрытых, его способность хорошо видеть будет сохраняться ощутимый промежуток времени.

К примеру, больной Р.С.Агарвала, научившийся видеть крупную букву путем попеременного воспоминания букв при закрытых и открытых глазах, обрел практически нормальное зрение за несколько недель.

Вспоминание по Бейтсу – упражнение 6

Повесьте проверочную таблицу на хорошем освещении и читайте ее сверху вниз. Хотя, вместо того, чтоб фиксировать собственный взгляд на темных линиях, образующих буквы, бросайте легкие взгляды на их светлые части, не покрытые краской.

Иногда закрывайте на минутку глаза и вспоминайте любые объекты беловатого оттенка: белесый снег, белую краску, светлые облака в небе и т.д.

Это позволит человеку видеть непокрытые краской части букв белее, чем поля проверочной таблицы, а т.к. белизна светлых частей букв возрастает, то соответственно растет и их чернота. Как следствие, буквы становятся более четко видимыми.



Метод Бейтса 22.05.2018 DonAtom 5.0/1

Комментарии (0):
avatar